Показано с 1 по 1 из 1

Тема: Колеса на ЛуАЗе

  1. #1

    Колеса на ЛуАЗе

    Тема скопирована с сайта http://969m.ru/
    Автор статьи: Terra Inc
    Первоисточник: форум заз/луаз на auto.ru


    Отправлено : TERRA_INC, 03 Августа 2000 13:18:58

    Статья адресована всем, кого интересует опыт тюнинга ЛуАЗа. Кое-какая информация на эту тему уже появилась в моей до прикола заредактированной статье "Terra Incognita" в 6 номере журнала "Клуб 4х4" за этот год.

    Для начала о штатной резине. Надо признать, "родные" "луазовские" шины модели ИВ-167 размерности 5,9х13 на грунте обеспечивают машине очень высокие параметры проходимости - их исключительная "зубастость" вполне компенсирует относительно малый размер колес. Этим шинам трудно составить конкуренцию в грязи, особенно на скользкой глине, что в свою очередь сыграло не последнюю роль в формировании имиджа ЛуАЗа как феноменального "проходимца". Большая высота профиля при диагональной конструкции каркаса обеспечивает близкие к максимально возможным дорожный просвет и "непробиваемость" шин. Все остальное в основном можно отнести к их недостаткам. "Зубастость" протектора при малой ширине профиля исключает даже намек на аквапланирование на шоссе, но играет медвежью услугу на мокром тяжелом снегу или сыпучем песке, превращая колеса в мотокультиваторные фрезы. Поведение на дорогах с твердым покрытием - отвратительное: при движении машина требует постоянного подруливания, удары при переезде неровностей типа бордюра очень жесткие, потери на качение - большие (уже на скорости 80-90км/ч шины заметно греются). Плюс совершенно дикий уровень шума, особенно в диапазоне скоростей 50-60 км/ч, когда низкочастотный гул из-за резонанса протектора прямо давит на уши (который многие принимают за шум колесных редукторов). Максимально допустимая скорость для этих шин заявляется в 95 км/ч. В общем, "галоши" - да и только. Вариант для тех, кто хочет в ЛуАЗе иметь побольше от трактора. На этих "галошах" я терпеливо отъездил свои первые 72 тыс. км.
    Кстати, сушествует похожие на ИВ-167 покрышки модели НК-7 размерности 185R13. Внешне они отличаются не одной, а двумя центральными дорожками и соответственно шире и чуть больше по диаметру, чем ИВ-167, вдобавок они радиальные. Говорят, их делали по спецзаказам для спортсменов малыми сериями. Одни мои московские приятели умудрились раздобыть комплект такой резины, установив на свой чисто "покатушечный" ЛуАЗ, оснащенный двигателем ВАЗ 2103 и, как и мой, дополнительной блокировкой переднего моста. Заявляют, что с этими колесами по проходимости их ЛуАЗ примерно соответствует "Унимогу" (поскольку там, где они умудрялись на нем застрять - причем больше по причине банальной нехватки тягового усилия на колесах, - застревал и "Унимог").
    Для тех, кто ездит в основном по асфальту и не собирается переходить на 14" колеса, могу порекомендовать шины модели Я-370 размерности 165/80R13, на которых я отъездил последующие 45 тыс. км. и которые очень неплохо себя зарекомендовали при эксплуатации в самых различных дорожных условиях (по крайней мере пока изрядно не подизносились). Конечно, дорожный просвет сразу уменьшится миллиметров на 15 (на шинах 175/70R13 он уменьшился бы еще больше), и на той же скользкой глине из-за более мелкого рисунка протектора уменьшение проходимости оказывается весьма заметно. Но не по одной глине ездит автомобиль, а в других условиях снижение проходимости вполне терпимо, а иногда и вообще не наблюдается. Радиальный каркас без металлокорда Я-370 вполне переваривает разбитые дороги, обеспечивает заметное улучшение управляемости при близких к максимуму снижении уровня шума и потерь на качение (снижение расхода топлива примерно на 0,5 л/100 км плюс прибавка 5 км/ч максимальной скорости по спидометру - реально около 3-х). Больший статический прогиб радиальной шины хотя и уменьшает номинальный дорожный просвет, но обеспечивает большее пятно контакта с дорогой (для достижения которого "диагоналку" потребуется изрядно подспустить). Причем, при вывешивании колес в колее их контакт с грунтом теряется не так быстро - машина вроде бы чаще скребет брюхом, но теряет ход не раньше, чем на "диагоналке" того же диаметра. Опять же, на фоне жесткой торсионной подвески ЛуАЗа увеличение плавности хода также очень заметно, особенно в плане проглатывания крупных единичных неровностей (правда, "пробить" покрышку до обода теперь можно гораздо раньше, чем что-то разворотить в подвеске). Надо отметить, ЛуАЗ на этой резине становится весьма провокационным агрегатом - я не раз замечал, как по моим следам пытались заехать в лес легковушки (ну как же - тут уже явно кто-то проехал на "Жигулях"). Потом, судя уже по их следам, явно не обошлось без поминания Ивана Сусанина.
    Если хочется чего-то покруче, можно рекомендовать какой-нибудь НИИШП-Ралли - у него и рисунок протектора покрупнее (а при апериодическом рисунке увеличения шума это не вызывает), и поведение машины на дороге должно оказаться более чем неплохим. Я намеренно не рассматриваю "шоссейную" "диагоналку" - эта резина слишком компромиссна, имея в активе против штатной один лишь пониженный уровень шума. Правда, резина от "каблука" размерности 6,4-13 может еще похвастать максимальным для 13" колес дорожным просветом (на 11 мм большим, чем на штатной резине), но при ее мелком рисунке протектора проку от этого решительно никакого.
    Что касается самих колес (в народе именуемых дисками), то здесь самым популярным видом тюнинга остается установка стальных колес от "Москвича" модели 2140, имеющих идентичную посадочную розетку (5 отв. на диаметре 115 мм). Значительно меньший вылет диска дает существенный прирост колеи (около 50 мм), но вместе с тем заметное увеличение нагрузки на шкворни и другие детали подвески и требует уширения колесных арок. Я в свое время тоже хотел покататься на этих колесах и даже приобрел их комплект - но так и отнес "ненадеванными" в комиссионку, выяснив, что ширина их обода (4,5") - такая же, что и у штатных колес (для которых в инструкции по эксплуатации почему-то была указана старая величина в 4"). Кроме того, "кстати" сломанный торсион в задней подвеске (довольно редкий дефект) показал, что колеса при ее пробое входят в колесные ниши на всю их глубину заподлицо с боковинами и, следовательно, никаких резервов уширения колеи без переделок этих самых боковин не имеется. Затевать такую работу - овчинка явно не стоила выделки.

    Другое дело - 14" колеса. Все началось с того, что мне удалось достать по случаю комплект стальных колес от "Мазды" 626, имеющих смежную "дюймовую" розетку (диаметр расположения 5-ти крепежных отверстий 4,5" - 114,3 мм) и оптимальный вылет диска (42 мм) для монтажа на ЛуАЗ распространенных "волжиных" покрышек размерности 205/70R14. Сами эти покрышки по своим размерам, как оказалось, - максимум, что еще можно адаптировать на ЛуАЗ без серьезной переделки колесных ниш (сохраняя сами брызговики) и ограничения максимальных углов поворота передних колес. Для этого необходимо расширить колесные ниши на всю их высоту выступающими над боковинами арками (минимум на 40 мм для передних арок и 30 мм - для задних), убедившись, что при пробое подвески шина (с учетом ее реального профиля) не воткнется в эти новые арки. На своей машине я сделал эти арки (по их предварительной разметке на боковине) из разрезанного вдоль "болгаркой" стального прямоугольного профиля 40х25 мм, подварил с нужным вылетом к соответственно отогнутым и подрезанным кромкам боковины и зашпаклевал стык. Получилось вполне аккуратно - многие полагают, что такой машина и вышла с завода. Кроме того, необходимо подчеканить усилители передних рычагов на глубину миллиметров 7 в местах касания их покрышками при максимальных углах поворота колес, а также доработать поперечины кузова, расположенные позади колесных ниш. Выступающее в колесную нишу ребро передней достаточно просто подмять заподлицо с поверхностью брызговика. Что касается задней поперечины, к которой приварен кронштейн заднего амортизатора, то ее переднее ребро, выступающее за поверхность брызговика, придется срезать заподлицо с ним и дополнительно проварить стык поперечины с брызговиком, чтобы последний смог выполнять функции срезанного ребра. Предупреждаю, что особо увлекаться расширением колесных арок не стоит - один мой приятель маханул их сразу на 70 мм и в итоге даже такие колеса стали выглядеть как эрзац-запаски, пришлось дополнительно расширять колею. Штатное же 13" колесо в высоких, расширенных арках смотрится еще более потешно, чем эрзац-запаска на какой-нибудь БМВ. Само собой разумеется, придется навесить и более широкие фартуки на оригинальных кронштейнах - к примеру, от той же "Волги". Передние уже лучше навешивать за осью рычагов подвески - иначе фартуки будет хронически обрывать при маневрировании в колеях. Вот, в общем-то, и все ноу-хау. Устанавливать эти колеса можно на штатные шпильки, без каких-либо доработок, однако для лучшего центрирования колеса и исключения самоотворачивания гаек при движении затягивать последние нужно равномерно в 3-4 приема с окончательным моментом затяжки 7-8 кгм. Первое время после установки таких колес момент затяжки нужно будет постоянно контролировать, но через пару сотен км пробега сопряжение "обомнется" и в дальнейшем как-то особо следить за ним не потребуется. Кстати, поскольку шпильки при закреплении колеса оказываются несколько стянуты к его центру, при существенном ослаблении затяжки крепления начинать его подтяжку у неподдомкраченного колеса рекомендуется с самой нижней гайки, шпилька которой уже сама по себе притянута к оси колеса весом автомобиля. Это позволит уменьшить вероятность затяжки фланца с большим эксцентриситетом и соответственно недопустимым "заневоливанием" шпилек и биением колеса. Аналогично, чередовать установку таких колес со штатными (например, используемыми в качестве эрзац-запаски) не более полезно для шпилек, чем использование колес с сильно разбитой розеткой. Я катался с такой эрзац-запаской лишь до тех пор, пока не удалось приобрести полноразмерную. Чтобы последнюю оказалось возможно навесить на задний борт, крепежные шпильки запаски пришлось надставить на 50 мм.
    Ширина обода у примененных 14" колес составляет 5,5", что является стандартным для шин размерности 205/70R14 и в принципе оптимальным с точки зрения сохранности ободов в ситуациях, когда машина притирается к бордюрам или налетает под острым углом на другие аналогичные препятствия. Если применять колеса с большей шириной обода, ездить придется значительно аккуратнее. То же самое относится и к адаптации 15" колес с шинами с меньшей высотой профиля (например, 205/65R15) - это может быть неплохим вариантом для преимущественно "шоссейной" эксплуатации, но езда при пониженном давлении этим шинам явно противопоказана. К тому же нужно помнить, что при увеличении ширины обода против стандартной на какую-то величину ширина смонтированной на нем покрышки увеличивается примерно на 40 % от этой величины. Соответственно должен быть уменьшен и вылет диска (иначе задние колеса начнут цеплять за внутреннюю поверхность брызговиков), а колесные арки - дополнительно расширены. Например, при популярной для легкосплавных колес ширине обода 7" оптимальный вылет колеса с 205-й резиной оказывается в районе 35 мм.
    Кстати, при адаптации колес на ЛуАЗе от той же БМВ ("Фольксвагена", "Мерседеса") с популярной у немцев розеткой, имеющей пять отверстий на даметре 112 мм, можно обойтись и без изготовления традиционной проставки (если позволяет вылет диска). Достаточно на "координатке" эксцентрично, на диаметре 112 мм, расточить отверстия во фланце колеса под крепежные шпильки, увеличив диаметр посадочного пояска последних на 3 мм (аналогично разворачиваются отверстия и в тормозных барабанах). Понятно, необходимо будет изготовить и новые колесные шпильки (при необходимости увеличив их длину, для облегчения монтажа легкосплавных колес), а также умудриться сохранить штатный маслоотражательный колпак, соответственно доработав его по месту (причем, при установке фланец этого колпака лучше посадить на герметик). Для справок: аналогичные колесные шпильки М-2140 изготавливаются из стали 30, цианируются на глубину 0,15 мм и термообрабатываются до твердости 40НRC (сердцевина) при поверхностной твердости напильника.
    Что касается самих шин размерности 205/70R14, то после продолжительных поисков я свой выбор остановил на модели НИИШП И-503. Они оказались вполне доступны, насколько возможно "зубасты" (внедорожных шин этой размерности, по моим сведениям, вообще не существует) и при этом относительно малошумны (благодаря апериодическому рисунку протектора), вполне надежны и долговечны даже при скоростной езде по разбитым проселкам и способны резко улучшить поведение автомобиля на дороге, несмотря на некоторую врожденную "некруглость". Наиболее "агрессивная" известная мне 14" резина - кроссовая НИИШПовская Кх-40 размерности 185/70R14, но цена ее раза в 2-3 больше, чем у И-503, а размеры - несколько меньше, хотя собственно беговая дорожка у нее даже несколько шире. К тому же она более шумная и значительно хуже предохраняет обод колеса от повреждений, вообще не производя впечатления пригодной для езды при пониженном давлении,.
    Если же описывать впечатления от езды на 14" колесах, то здесь, особенно поначалу, преобладали исключительно положительные эмоции. Скептики, уверявшие, что автомобиль будет еле ворочать такими большими колесами, были посрамлены с первых же километров.
    Во-первых, не наблюдалось никакого ощутимого ухудшения динамики автомобиля - скорее даже наоборот, поскольку штатный набор передаточных чисел трансмиссии ЛуАЗа однозначно короток даже для штатной "сороковки", не потерявшей способность с визгом провернуть даже такие колеса при резком трогании со светофора. По спидометру "максималка" и расходы топлива остались практически прежними, едешь с той же скоростью - а приезжаешь быстрее, поскольку километры стали процентов на 7 "длиннее", чем раньше, и соответственно все расстояния в них - короче (надо признать, Я-370 отличалась высокой точностью показаний спидометра). Поначалу это воспринималось как приятная неожиданность, потом привык. При установке двигателя ВАЗ выяснилось, что без перехода на 14" колеса уже с рабочего объема 1,3 л "максималка" расти не должна, достигаясь на явно "перекрученном" двигателе (установленный на моей машине 21011-й идеально согласуется с такими колесами). Новая бескамерная шина НИИШП И-503 весит 11,2 кг, стальное колесо "Мазды" - 7,8 кг, в сумме - 19 кг, что всего на 1 кг больше, чем у штатного колеса в сборе. Поэтому на практике никаких отрицательных эффектов от увеличения неподрессоренных масс не наблюдалось - с учетом значительно большей способности новых колес поглощать дорожные неровности. От последнего свойства этих покрышек я поначалу тоже просто балдел. Если в шинах держать невысокое давление (порядка 1,5 атм.), машина идет "как в мягких тапочках" - и при этом шины остаются такими же "непробиваемыми", как "дубовые" ИВ-167. На практике, при езде по асфальту, для обеспечения наилучшей управляемости и снижения потерь на качение давление в шинах держу несколько выше (1,8-2,0 атм.), а до 1,3-1,5 атм. снижаю для езды по лесным дорогам.
    Во-вторых, в виду очень большого сопротивления этих шин уводу под действием боковой нагрузки и большому их собственному стабилизирующему моменту поведение машины на дороге меняется просто фантастически. После них езда на ЛуАЗе на обычных 13" колесах воспринимается как езда на полуспущенных покрышках - машина значительно больше рыскает и явно не держит большие боковые ускорения, еще и норовя чиркнуть ободом по асфальту. Тут же, при хорошем состоянии шасси и приличных газонаполненных амортизаторах, я даже не берусь судить, где предел возможностей этой машины. Максимум, до чего ее как-то удалось разогнать уже с двигателем ВАЗ на спуске на МКАД, повиснув на хвосте какой-то вяло пытавшейся оторваться "Волги" и перекрутив до звона двигатель - где-то 145-150 км/ч (138 по спидометру) - не знаю, что показывал спидометр "Волги", но ее водитель в конце спуска, видимо - на всякий случай, поспешил убраться в соседний ряд. Но руль по-прежнему просто придерживался рукой - такое впечатление, что с ростом скорости курсовая устойчивость продолжала только увеличиваться. Что при этом происходит с аэродинамикой автомобиля и при какой скорости он должен "поплыть" - я не знаю. Получается нормальный переднеприводный автомобиль, возможности которого на шоссе явно не реализует даже 70-сильный ВАЗовский двигатель. Поскольку колея растет примерно на 50 мм (а габарит по шинам - на все 100), сопротивление машины опрокидыванию в повороте даже при наличии жесткого металлического верха явно не ниже, чем ранее с тентом. Легко реализуемые боковые ускорения в повороте на сухом асфальте таковы, что плохо уложенное барахло в кузове начинает летать от борта до борта, оставляя на них вмятины, если они не прикрыты обивкой. При этом машина легко "отлавливается" на переставке даже в сочетании с торможением на такой скорости, при которой на ИВ-167 уже однозначно улетала с дороги. А ведь было время, когда я, катаясь на этих покрышках, всерьез полагал, что без напряга ездить на ЛуАЗе со скоростью более 100 км/ч вообще нереально ни при каких условиях. Теперь приходится особо следить за тем, чтобы отдельные особо "заводные" водилы не пытались мне доказывать на дороге, что даже на доведенной до ручки "классике" можно ездить быстрее, чем на ЛуАЗе. С тем же успехом можно гоняться за "восьмерками". Надо отметить, на асфальте такая резина способна активно стабилизировать траекторию автомобиля даже с изрядно подразбитой подвеской, однако, более чувствительна к регулировке схождения передних колес (в частности, значительное его превышение против оптимального провоцирует на резкой переставке потерю управления с "разматыванием" по дороге - машину начинает швырять, как шарик между ладонями). При движении по грейдеру или на сильно разбитой дороге этот стабилизирующий момент пропадает и на поведение машины в значительно большей степени начинает влиять состояние шасси. Также характерно, что если на ИВ-167 проскакивать на скорости песчаные участки было просто рискованно (машину начинало швырять), на Я-370 машина оказывалась уже вполне управляема, то на 14" колесах это вообще перестало быть проблемой. Нельзя не отметить и тот факт, что 13" шины в сравнении с 205/70R14 имеют значительно более низкий индекс грузоподъемности и на практике на ЛуАЗах хронически перегружаются (такое впечатление, что каждый второй их владелец пытается доказать, что взять на борт эта машина может не меньше, чем УАЗ). А это также весьма отрицательно сказывается на управляемости автомобиля. К едва ли не единственному принципиальному недостатку этих шин можно отнести склонность к аквапланированию - наблюдается на скоростях от 80 км/ч при износе протектора, близком к предельному. Если протектор изношен менее, чем наполовину, скорость движения в ливень можно и не ограничивать, если не попадать в глубокие лужи (в которых машину просто норовит швырнуть в сторону). Конечно, заметно растет и усилие на руле, если его крутить на стоящем автомобиле, но - в пределах терпимого (здесь ЛуАЗу тоже еще далеко до УАЗа). В движении же машина по-прежнему легка в управлении (мои дети катаются на ней по деревенским проселкам с 7 лет, а жена заявила, что ездить на ней куда легче, чем на той "шестерке", на которой она обучалась вождению).
    Что касается проходимости, то номинально дорожный просвет на шинах 205/70R14 по сравнению с ИВ-167 из-за их большого статического прогиба вырос лишь на несколько мм. Но с учетом значительно большего диаметра этих шин увеличение проходимости при движении в глубоких колеях оказалось вполне заметным (см. выше). Главное - резкое увеличение размеров пятна контакта и соответственно несущей способности колес на слабом грунте. У 13" колес она явно недостаточна - а ведь при установке жесткого металлического верха и двигателя ВАЗ нагрузки на оси заметно растут, приближаясь к таковым у "Нивы". Если колеса так и норовят "закопаться", никакой сильно расчлененный протектор не поможет (и это действительно становится проблемой при установке ВАЗовского двигателя - склонность к пробуксовке значительно увеличивается). Тот же дерн имеет вполне определенное сопротивление срезу, и при его превышении колеса легко срываются в пробуксовку. В итоге, к примеру, на И-503 машина по сырой траве забирается на все подъемы, на которые вообще в состоянии въехать на 1-й передаче, - тогда как на 13" колесах проходимость на этой же передаче обычно уже ограничивается пробуксовкой. Подизношенный "универсальный" рисунок протектора И-503 на глине бывает удивительно беспомощен, но это, пожалуй, единственное, где с этими шинами могут успешно конкурировать ИВ-167. В остальных условиях, в том числе на снегу, сравнение явно не в пользу 13" покрышек.
    Ходимость этих шин также заметно выше, чем 13-дюймовых. Пока ездил с "сороковкой" и максимальная скорость не превышала 105 км/ч при "крейсерской" на трассе 90-95 км/ч - казалось, эти шины практически не изнашиваются и их хватит тысяч на 100. Когда поставил двигатель ВАЗ и на трассе стал держать 110-120 км/ч при "максималке" около 130 (а на хорошей дороге машина может держать 130 и по спидометру) - протектор на передних колесах пошел "таять" очень заметно. В таком режиме ходимость комплекта, при своевременной перестановке колес - примерно такая же, как у Я-370 при штатном 40-сильном двигателе. Сейчас на моей машине ходит уже второй комплект И-503 (общий пробег автомобиля 172 тыс.км.). Интересно, что эта резина хотя и шире штатной, но по статистике "ловит" гвозди и тому подобные предметы в несколько раз реже.
    Напоследок нельзя не отметить такое ценное качество 14" колес, как резкое улучшение вентиляции тормозных барабанов. Штатные тормоза в штатных колесах вентилируются отвратительно и годятся только для езды по деревне, и то если не заливать их водой (кстати, в последнем случае тормозные колодки с "серыми" накладками теряют свои тормозные свойства в меньшей степени и не так резко, как с "красными", продукты износа которых образуют с водой настоящую антифрикционную "кашу"). Даже с "сороковкой" при динамичной езде по городу через пару десятков км тормоза начинают "дурить" и подклинивать. По моему опыту, при штатных колесах, если тормоз подклинивает (что особенно "достает" в процессе приработки колодок), при движении по шоссе на скорости уже 70-80 км/ч стабилизации температурного режима вообще не происходит - тормоз в конце концов клинит так, что приходится останавливаться, снимать колесо и забивать обратно поршни рабочего тормозного цилиндра. По логике, с двигателем ВАЗ машина должна превратиться в настоящий братоубийственный снаряд с тормозами, которые при малейшем подклинивании способны перегреться просто в процессе самого скоростного движения по шоссе. На такие машины предлагается вешать предупреждающий знак "железнодорожный переезд без шлагбаума" - поскольку тормозные качества автомобиля могут внезапно оказаться не выше, чем у изображенного на знаке паровоза. Если человек держит дистанцию, то бить по тормозам, пристраиваясь перед таким автомобилем, чревато соответствующими последствиями. На свою машину я этот знак повесил чисто ради прикола - с тормозами у меня обычно все более, чем в порядке. С 14" колесами, во всяком случае, удается избежать такого прогрессирующего подклинивания и можно даже с двигателем ВАЗ ездить с меньшими проблемами, чем на штатных колесах с "сороковкой". Если смонтировать на передней оси дисковые тормоза, все проблемы пропадут окончательно - но опять же из-за объемистого колесного редуктора адаптировать тормоз в сборе ВАЗ-2108 оказалось возможно только на тормозном диске диаметром не менее 260 мм, а под ручей обода 13" колеса все это хозяйство просто не лезет.

    По моему опыту вседорожной эксплуатации, шины размерности 205/70R14 - самый оптимум для ЛуАЗа. Адаптация колес большего диаметра потребует серьезно измордовать кузов, уменьшив объем салона, существенно увеличит нагрузку на трансмиссию и элементы подвески и рулевого управления, резко увеличит неподрессоренные массы, что отрицательно скажется на плавности хода и ездовых качествах автомобиля. А это явно противоречит философии ЛуАЗа, который максимально реализуется (не имея даже близких аналогов) именно как компактный универсал повышенной вместимости на шасси "экстремального" вседорожника, вполне пригодного не только для эксплуатации на тяжелом бездорожье, но и для скоростной езды по шоссе - в отличие от "классических" джипов типа УАЗа или "Диффендера". Если бы у нас своевременно и целенаправленно занялись "выращиванием" и "селекцией" этого "гадкого утенка" джиперского "птичьего двора", мы бы уже в его втором поколении, еще лет двадцать назад получили бы такого "прекрасного лебедя", как Renault RX4, причем в его радикально российской помеси с "Хаммером". Все необходимое для этого уже было, кроме системы централизованной подкачки шин.
    Для выпендрежа или в основном внедорожной эксплуатации, конечно, можно попытаться адаптировать и что-то покруче - сам подумывал взять еще один ЛуАЗ чисто для "покатушек" и поставить его на колеса 235/70R15 (впрочем, этим уже занимается еще один мой приятель), а то и побольше. Но тут, помимо серьезной кузовной работы, потребуется переделывать рычаги передней подвески и где-то изготавливать комплект шестерен колесных редукторов с большим передаточным числом - иначе "мутить" станет просто невозможно из-за хронических поломок в трансмиссии. На 14" колесах этого еще удается избежать при соблюдении элементарной "техники безопасности" (причем, поломки наблюдаются только при заблокированных дифференциалах). Кстати, такие шестерни от ЛуАЗов первых лет выпуска (передаточное число 1,785 против обычных 1,294) - жуткий дефицит, завод их больше не выпускает. При попытке "лифтовки" кузова, чтобы вписать большие колеса с меньшими проблемами, можно в свою очередь нарваться на проблему выпадания (точнее - выбивания в динамике под нагрузкой) полуосей из дифференциалов - в этом отношении они и так работают на пределе. Удлинение на несколько см передних рычагов для облегчения разворота и вписывания в кузов больших передних колес в сочетании с увеличенным диаметром последних может свести к минимуму врожденный недостаток ЛуАЗа - малый угол въезда, ограниченный нависающей защитой картера двигателя. Но тут возникает целый ворох проблем (обеспечение необходимых прочности и геометрии рычагов подвески, несущей способности торсионов, геометрии рулевой трапеции, допустимых углов в полуосевых карданах и т.д.), не разобравшись с которыми к переделке лучше и не приступать (тот приятель, к примеру, занят сейчас макетированием, а также изготовлением стенда для сварки рычагов передней подвески с различной заданной геометрией). Кроме того, с такими колесами возникает проблема с ходимостью шкворней - мягкая бронза их втулок при ударных нагрузках начнет просто "течь", выдавливаясь из зазора и иногда даже выбивая при этом заглушки втулок шкворней (шкворни становятся расходным материалом, которого может хватать от силы на сезон интенсивной эксплуатации). Гораздо раньше "течь" начнут и сами рычаги. Это, по всей видимости, главная причина, почему сам завод не торопится увеличивать размерность колес.
    В этой связи нельзя не упомянуть еще об одной разновидности чисто "внедорожного" колесного тюнинга - установка колес попарно, как на задней оси грузовиков, при помощи футорок, накручиваемых на шпильки оси колеса вместо гаек. Большой вылет диска штатных колес (они даже выступают за контур покрышки) позволяет обойтись сравнительно короткими футорками. Один мой знакомый с Украины проделывал это на зиму со своей машиной и, говорит, остался очень доволен ее проходимостью по снегу. Я, честно говоря, так и не понял, как все это рулилось и как он умудрился не позагибать рычаги подвески - наверное, ездил очень аккуратно и действительно только по снегу. К тому же весит такой колесный блок с крепежом около 40 кг, что тоже не лезет ни в какие ворота.
    Напоследок - о наиболее радикальном направлении подобного тюнинга. Несколько лет назад мне попался на глаза прикольный рекламный ролик Ярославского шинного завода. Кто-то додумался смонтировать на ЛуАЗе арочные 12" покрышки диаметром 580 и шириной 270 мм, применяемые на наших микровездеходах. Видимо, разборный обод без ручья позволил как-то натянуть эти колеса на штатные тормозные барабаны. Шины эти рассчитаны на езду при внутреннем давлении менее 0,5 атм и позволяют вытворять такое, что обычным джипам недоступно. Помнится, в этом ролике ЛуАЗ на таких колесах, набитый тренькающими на балалайках скоморохами, преспокойно объезжал намертво засевший в заболоченной низинке УАЗ. Конечно, дорожный просвет на таких покрышках будет заметно меньше, чем на штатной резине, так что это не вариант для машины, эксплуатирующейся на грунтовых дорогах с глубокими колеями. Но вообще вне дорог конкурировать с этой резиной сможет не всякая "бигфутовская" куда большего диаметра. По некоторым сведениям, на Ярославском шинном заводе в разработке аналогичные покрышки чуть большей размерности - вот их было бы очень интересно адаптировать на ЛуАЗ. "Унимог" отдыхал бы.

  2. 1 пользователь сказал cпасибо Andrey за это полезное сообщение:

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •