Несмотря на всю романтику и, казалось бы, привлекательный формат, дома на воде в столичном регионе все-таки не пользуются спросом. Во-первых, это обусловлено особенностями климата. Москва-река с замерзающей акваторией и запретом на свободную навигацию в черте города, к сожалению, не Сена, которая всегда открыта для свободного плавания. «Жить в таких условиях как минимум некомфортно, — считает В. Яхонтов. — Даже в теплых странах, где реки не замерзают, постоянным спутником жилья на воде является сырость. Представьте, каково это в нашем климате, где реки по полгода подо льдом».
Во-вторых, проживание в хаусботах не регламентируется жилищным законодательством, а значит, в них невозможно зарегистрироваться. В-третьих, плавучие дома — недвижимость специфическая. Нужны причалы, стоянки, заправочные станции, то есть особенная инфраструктура, которая в России практически отсутствует. Владельцу хаусбота негде заправиться, подключиться к коммуникациям. В-четвертых, придется нести расходы на техническое обслуживание такого жилья, регулярно проходить тех*осмотр, а также ежемесячно оплачивать аренду куска земли, по которому нужно добираться до объекта. «Это непросто и в разы дороже, чем содержание сухопутной недвижимости, — продолжает В. Яхонтов. — Прежде всего представьте себе, как будут решаться чисто бытовые проблемы с канализацией, газом, водой и электричеством. Зачастую провести коммуникации в плавучий дом просто невозможно».
«С инвестиционной точки зрения хаусбот — это не недвижимость, которая имеет долгий срок службы и за счет инфляции может служить инструментом накопления, — обращает внимание Анна Левитова, управляющий партнер EVANS. — Плавучие средства, как и другой транспорт, с годами теряют свою привлекательность, устаревают и падают в цене».