Небольшой отчет о проделанной работе.
Сразу оговоримся, автомобиль используется исключительно для выездов на природу, всяческих покатух, иногда соревнований, редко как грузовик - для езды по городу и на работу есть другая автомашина :)
Задача была придумать систему охлаждения ДВС ВАЗ 2101 таким образом, чтобы
а) она могла бы в последствии удовлетворить двигатель большего объема;
б) радиатор охлаждения обязательно хотелось установить сбоку от мотора, дабы не увеличивать передний свес, не переделывать (не удлинять) переднюю панель авто и не подвергать сам радиатор опасности повреждений от встреч с ветками и всякой иной лабудой.
Опираясь на опыт товарища Джигурды (Terra inc) и конструкторов автозаводов АЗЛК и Ауди :) а в последствии и Мерседес было установлено, что такой вариант, в принципе, возможен.
В связи с характером нагрузок на мотор и более активным использованием авто в теплое время года изначально было выбрано "верхнее" расположение термостата.
ссылки на тему:
http://moscvich.auto.ru/main/cool/articles/5602.html
http://www.drive2.ru/cars/moskvich/2...0376152575174/
http://ahlen-auto.narod.ru/engine_col.htm - общая теория
Выбор радиатора: всвязи с жесткими требованиями по размеру радиатора и расположению патрубков при установке радиатора сбоку от мотора, был изучен ассортимет радиаторов предлагаемых на автомобили с объемами двигателя от 1.5 литра, как зарубежных так и отечественных производителей.
Оказалось, что радиатор от автомобиля Шкода Фаворит (Шкода Фелиция, Шкода Форман) идеально вписывается в подкапотное пространство ЛуАЗа, при этом удается его разместить четко перпендикулярно набегающему потоку, мало того, ввиду небольшой высоты радиатора легко раззазорить его с деталями рулевого привода и двигателя.
общий вид: Вложение 5852 Вложение 5860
раззазоривание с рулевым валом и метод крепления: Вложение 5853
датчик включения вентилятора используется простейший с ВАЗ 2103, по резьбе подходит идеально - в радиаторной установке используется их два - об этом дальше.
сам вентилятор и расширительный бачок использованы с автомобиля Опель Корса Б - идеально кстати подходит вентилятор с диффузором к радиатору
треть радиатора продувается свободно, так же как и на Шкоде и на Опеле.
фото вентилятора:Вложение 5854
При испытаниях стало понятно, что есть важный момент на которые следует обратить внимание: горячему воздуху необходимо обеспечить выход - для этого аккурат над левой аркой (где гонимый вентилятором воздух упираясь в арку уходит вверх) было пропилено отверстие, сделаны жабры- горячий воздух выходит пречудесно, ожидаю эффекта обогрева лобового стекла зимой - впоследствии подтвердилось
При ходовых испытаниях стало понятно, что площади радиатора и мощности вентилятора в принципе достаточно для нормального температурного режима мотора - ни при каких условиях, будь то езда по шоссе или перемещение по грязи - предпосылок к перегреву не было никаких - температура держалась четко. За бортом было +33.
Однако вентилятор маслал почти постоянно и для пущей "уверенности в завтрашнем дне" за первым радиатором был установлен второй, такой же. Радиаторы стоят "спиной к спине", вентилятор - продувает оба. Радиаторы подключены последовательно.
Вложение 5857
Результат - при 24 градусах за бортом вентилятор включается редко и ненадолго.
о датчиках включения вентилятора: в связи с тем что передний радиатор стоит "вверх ногами и задом наперед" то фактически его датчик включения расположен "на входе" в радиаторную установку, датчик второго радиатора, расположенного точь в точь как на Шкоде - стоит "на выходе" - имеем: при сравнительно легком бездорожье, и перемещении по асфальту - включен датчик на выходе, если надумали соревноваться или жестко рубиться в грязи на солнцепеке - перебрасываем провод на "входной" датчик /такой себе боевой режим/- да, вентилятор будет работать почти всегда, но двигателю будет не так жарко.(можно и на тумблер сие скоммутировать - получаем режимы зима/лето)
вход воздуха само собой вырезается левая часть "морды" четко по размерам декоративной решетки и делается (по желанию) воздухонаправляющий щиток, как у Джигурды.
Когда верстался номер
Вся эта система охлаждения на данный момент исправно работает в паре с 1.7л мотором, и так как мотор большего литража напрягается меньше при движении, то и запас по охлаждению стал больше. На ходу при скорости 70 км/ (КР 1.78) - вентилятор не включается вообще (при заборных +20)